Часто задаваемые вопросы по шинам

Содержание:

 

Как расшифровать размер шины?

Существует две системы обозначения размера шин: европейская (метрическая) и американская (дюймовая).

В европейской системе используются миллиметры. Например, размер 205/55R16. В данном примере: 205 — ширина профиля шины в миллиметрах; 55 — это отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах (в данном случае 205 мм x 55% = 112,75 мм); буква R означает, что шина радиальной конструкции (если буква не указана, то конструкция диагональная); 16 — посадочный диаметр шины в дюймах.

В американской системе используются дюймы. Например, размер 31×10.5R15. В данном примере: 31 — внешний диаметр шины в дюймах; 10.5 — ширина профиля шины в дюймах; R — радиальная конструкция шины; 15 — посадочный диаметр шины в дюймах.

Таблицу соответствия некоторых размеров колес европейской и американской систем можно посмотреть в статье «Соответствие дюймовых и метрических размеров шин».

 

Какой размер шин можно выбрать взамен штатного?

Допустимые размеры шин обычно дают заводы-изготовители автомобилей. Размеров шин, рекомендуемых заводами, может быть несколько. Каждый из них гарантированно подойдёт на автомобиль без существенных потерь управляемости, плавности хода, показаний спидометра и долговечности элементов ходовой части. Альтернативные размеры шин, которые возможно установить на автомобиль, можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля.

 

Для чего нужны индексы нагрузки и скорости?

Индексы нагрузки и скорости расположены сразу после размера шины.

Индекс нагрузки шины — зашифрован в виде чисел и показывает максимально допустимую нагрузку на колесо при движении на максимально допустимой скорости и при определённом давлении воздуха в ней. Шина не должна постоянно эксплуатироваться при максимальной нагрузке, поэтому рекомендуется не допускать увеличения нагрузки до 80% от указанного значения.

Индекс скорости — указывается сразу после индекса нагрузки и зашифрован в виде букв английского алфавита. Каждая из них соответствует максимальной скорости, на которой можно использовать шину под нагрузкой. При длительном превышении скоростного режима покрышка может перегреться и разрушиться.

Таблицы расшифровки всех индексов нагрузки и скорости можно посмотреть в статье «Индекс нагрузки и скорости шин».

 

Что такое усиленная шина?

Усиленные шины разработаны для использования в условиях, где требуется более высокая грузоподъемность. Такие шины адаптированы к нагрузке и давлению выше, чем у стандартных покрышек данного типоразмера. Существует несколько вариантов и обозначений усиленных шин:

  • Надпись EXTRA LOAD (или XL) на боковине — усиленная шина, у которой индекс нагрузки на несколько пунктов выше, чем у обычной шины того же размера за счет усиленной боковины и доработанного под эти цели состава.
  • Буква «C» (Cargo) в размере шины после диаметра означает, что шина усиленная (с повышенной нормой слойности) и подходит для использования на легких грузовиках, фургонах или микроавтобусах.
  • Буквы «LT» (Light Truck) перед размером шины означают, что шина усиленная, предназначена для использования на легких грузовиках, фургонах или микроавтобусах и имеет повышенную норму слойности.
  • Надпись REINFORCED (или RF в типоразмере) на боковине — усиленная шина с повышенной грузоподъемностью (имеет 6 слоев).

 

Что такое технология RunFlat?

Основная концепция технологии RunFlat — усиленные боковины шины. При проколе обычная шина сдувается и оседает под весом автомобиля, борта отходят от диска и боковины сплющиваются на дорогу. Вес автомобиля за несколько километров полностью разрушает корд шины. Усиленные боковины шин RunFlat позволяют удерживать шину на диске и успешно держат вес автомобиля даже после прокола и полной потери давления. Все динамические системы безопасности автомобиля (ABS, ESP, DSC, CBC и т.д.) при этом остаются активными. Расстояние, которое можно проехать на спущенном колесе RunFlat, зависит от дорожных условий и загрузки автомобиля и составляет около 80 км. Максимальная скорость автомобиля при этом должна быть не более 80 км/ч.

 

В чем разница между радиальной и диагональной шиной?

Радиальная шина имеет меридиональное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному. В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в брекере посередине беговой дорожки 45 — 60°. Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными шинами (повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обусловливает сокращение расхода топлива, пониженное теплообразование и др.). Однако диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагружений на дорогах низкого качества и в условиях бездорожья. В настоящее время большинство покрышек имеют радиальную конструкцию, а диагональная выпускается в основном для сельскохозяйственной и строительной техники.

 

В чем разница между бескамерной и камерной шиной?

У бескамерных шин внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем толщиной 2-3 мм, наложенным на внутренний слой каркаса, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль специальной конструкции вставляется в отверстие в ободе колеса. Бескамерные шины имеют немало преимуществ перед камерными, а потому постепенно завоевывают рынок, вытесняя прежнюю конструкцию. При проколе бескамерной шины небольшим предметом этот предмет растягивает воздухонепроницаемый внутренний слой резины бескамерной шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, в которой камера находится в растянутом состоянии, и, следовательно, любое ее повреждение вызывает увеличение образовавшегося отверстия. Поэтому бескамерные шины более безопасны. Ремонт небольших повреждений бескамерных шин можно производить без снятия шины с обода, герметизируя образовавшееся отверстие специальным материалом. Важным преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является меньшая масса и нагрев при движении. Последний обусловлен отсутствием трения камеры о шину и лучшим охлаждением. Так как износ шин в значительной степени зависит от рабочей температуры, бескамерные шины долговечнее.

Подробнее об отличиях между бескамерной и камерной шиной можно посмотреть в статье «Конструкция пневматических шин».

 

Какие бывают рисунки протектора?

Рисунки протектора шин можно разделить на три основных вида: симметричный, направленный и ассиметричный.

Симметричный рисунок. Шины с симметричным рисунком протектора предназначены преимущественно для городских или компактных автомобилей, для езды на небольшие дистанции. Этот рисунок часто используется на бюджетных моделях шин. Такие шины представляют собой хорошее соотношение цены и качества. Симметричные шины можно устанавливать и менять местами, не боясь ошибиться, т.к. у них нет направления для монтажа.

Направленный рисунок. Шины с направленным рисунком протектора отлично походят для спортивного стиля вождения. Такой рисунок рекомендуется для езды по мокрым дорогам летом и заснеженным дорогам зимой, за счет отличного отвода воды и снежной каши из пятна контакта. При монтаже шины с направленным рисунком важно соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой на боковине.

Ассиметричный рисунок. Шины с таким протектором имеют рисунок, который сбалансирован для использования, как на сухом, так и на мокром покрытии. Они предназначены для владельцев автомобилей среднего и премиум классов. При установке ассиметричной шины важно учитывать направление для монтажа. Надпись «outside» должна всегда располагаться на внешней боковине шины, а «inside» на внутренней.

 

Где указана страна производства шины?

Страна производства в обязательном порядке указывается на боковине колеса каждой шины. Например, надпись «Made in Finland», говорит о том, что шина произведена в Финляндии. Чаще всего эта надпись наносится мелким шрифтом и находится рядом с бортовым кольцом покрышки.

 

Как расшифровать маркировку DOT?

Надпись «DOT» расположена на боковине покрышки. Она означают, что данная шина соответствует стандартам безопасности Министерства транспорта США, и предназначена для использования на автомагистралях. После надписи идет буквенно-цифровой код, состоящий из 12 знаков.

Например, DOT N6C4 629W 1522

В данном примере после «DOT» первые два знака обозначают производителя шины и код завода-изготовителя. Следующие 6 знаков – это внутренний код производителя. Последние четыре цифры — дата изготовления шины (в данном случае шина была изготовлена на 15-й неделе 2022 года)

 

Как узнать дату производства шины?

Дата производства шины состоит из четырех цифр, из которых первые две обозначают номер недели, а вторые две — год изготовления. Указывается на боковине покрышки в овале, либо отдельно, либо в конце DOT-номера. Например, надпись «2822» означает, что шина была изготовлена на 28-ой неделе 2022 года.

 

Шины, которые хранились на складе больше одного года, хуже новых?

Опрос, который проводила компания Michelin, показал, что 30% автовладельцев откажутся от покупки шин, если они были выпущены в прошлом году. Часто покупатели ищут максимально свежую шину, выпущенную в ближайшие месяцы. Это предубеждение основано на непонимании принципов старения резины при хранении и эксплуатации.

Производители гарантируют, что при соблюдении условий хранения, шины не теряют своих характеристик в течении 5 лет с даты производства. В течении всего этого срока шина считается новой. «Старение» шины начинается с момента установки на автомобиль. Именно с момента монтажа шины на диск она начинает подвергаться реальным нагрузкам – растяжению материалов и давлению воздуха. После установки на автомобиль к этим факторам добавляются давление массы автомобиля, воздействие дорожного полотна и все многообразие различных нагрузок, которые испытывает покрышка при эксплуатации. Поэтому для оценки характеристик шин важна не дата их изготовления, а дата установки на автомобиль и вытекающие из нее время и условия эксплуатации.

 

Какой пробег возможен на шинах?

Возможный пробег на каждом комплекте шин очень сильно зависит от многих факторов. К ним относятся: качество и состав резины, условия эксплуатации, нагрузки на автомобиль, качество дорожного покрытия, стиль вождения, пройденный километраж, возможные механические повреждения покрышек и т.д. На срок службы шин и их износ очень сильно влияет манера управления автомобилем. Частые резкие торможения и ускорения в значительной степени сокращают срок службы шин. При правильном использовании и среднем пробеге качественная резина может прослужить свыше 4-5 сезонов. Ведущие производители авторезины, такие как Michelin, Continental, Bridgestone, заявляют, что их продукты служат до 10 лет.

Подробнее о сроке службы шин и о том, как этот срок увеличить, можно посмотреть в статье «Срок годности, службы и хранения шин».

 

Почему на шине неравномерный износ?

Неравномерный износ протектора на шине может быть вызвано различными причинами. К ним относятся: неправильное давление в шинах (при пониженном давлении протектор будет сильнее изнашиваться по краям; при повышенном давлении сильнее будет износ по центру протектора), нарушения в работе подвески автомобиля, неверный сход-развал, нарушения условий эксплуатации (длительные резкие торможения, движение юзом). Чтобы избежать неравномерного износа рекомендуется регулярно осматривать шины, следить за давлением и техническим состоянием автомобиля. При сезонной замене шин рекомендуется менять колёса местами.

 

Какой максимальный износ допустим на шинах?

Предельно допустимый уровень износа указан в Правилах Дорожного Движения РФ. Для летних легковых автомобильных шин остаточная высота протектора должна быть не менее 1,6 мм по всей поверхности. Для зимних легковых шин остаточная высота, допустимая законом, должна быть не менее 4 мм. Следить за уровнем износа можно по специальным индикаторам, которые располагаются в углублении протектора в водоотводящих канавках.

 

Какой уход необходим шинам?

Автомобильные шины необходимо регулярно осматривать. Следует обращать внимание на состояние протектора и боковин покрышек, выявлять наличие порезов, трещин, возможных грыж и прочих повреждений. Протектор необходимо периодически очищать от грязи, камней и т.п. Не стоит использовать для очистки шин всевозможные агрессивные моющие средства (растворитель, бензин и т.п.). При признаках неравномерного или чрезмерного износа протектора шины проверьте углы установки колес. Ежемесячно проверяйте давление в шинах. Дополнительного ухода шины не требуют.

 

Какой уход нужен шинам, которые временно не используются?

Шины, которыми временно не пользуются, должны храниться в прохладном месте вдали от воздействия прямого солнечного света, источников тепла и озона. Место хранения должно быть чистыми и не загрязненным жиром, бензином и другими веществами, которые могут повредить резину. Шины, установленные на колесные диски, должны быть накачаны воздухом до рекомендованного давления. Если автомобиль долгое время стоит в гараже, желательно установить его на домкраты или кирпичи, чтобы разгрузить шины.

 

Какое давление должно быть в шинах?

Рекомендованное давление в шинах указывается заводом-изготовителем автомобиля в инструкции по эксплуатации. Так же эту информацию можно найти на информационной табличке, которая обычно расположена на лючке бензобака или дверном проёме. На боковине покрышки указывается только максимально допустимое давление.

 

Как часто необходимо проверять давление в шинах?

В процессе эксплуатации шины постоянно теряют немного давления. В условиях «идеальной» окружающей среды шины теряют примерно 0,7 бар или 1 фунт на кв. дюйм (psi) в месяц, а в теплый сезон этот показатель увеличивается. Производители покрышек рекомендуют производить проверку каждые три-четыре недели или перед долгими поездками.

По данным исследования компании Bridgestone за 2017 год 52% проверенных автомобилей имели неправильное давление в шинах (из них 32% имели повышенное давление, 20% — пониженное).

 

Что будет, если не следить за давлением в шинах?

Давление в шинах влияет на их срок службы. При пониженном давлении ухудшается сцепление протектора с дорожным покрытием, появляется неравномерный износ (протектор будет сильнее изнашиваться по краям), увеличивается расход топлива. При повышенном давлении ухудшается амортизация при преодолении неровностей, шина изнашивается неравномерно (износ будет сильнее по центру протектора).

 

Стоит ли накачивать шины азотом?

Шина, накачанная воздухом, постоянно теряет давление. Это происходит вследствие естественной проницаемости материалов покрышки. Азот представляет собой сухой воздух без кислорода (воздух содержит около 78% азота). Физические свойства азота снижают потерю давления, но не исключают полностью. Имеются и другие пути для утечки: место контакта шины и обода диска, вентиль (ниппель). Это не дает абсолютной гарантии сохранения давления при использовании азота вместо воздуха при накачивании шины.

 

Можно ли ремонтировать шину после езды без давления?

Чаще всего шины, которые прошли даже короткое расстояние в спущенном состоянии, получают такие повреждения, после которых становятся непригодными для ремонта. Если при эксплуатации из шины вышел весь или почти весь воздух, необходимо снять ее с диска и проверить всю ее внутреннюю поверхность на предмет отсутствия повреждений. За ремонтом шины лучше обращаться в профессиональный шинный центр, но наилучший вариант — заменить такую шину на новую.

 

Стоит ли ремонтировать шины?

Многие специалисты не рекомендуют ремонтировать автомобильные шины. По возможности лучше заменить шину на новую. При повреждении протектора покрышки острым предметом может повредиться стальной пояс. При этом стальной пояс вступит в контакт с влажностью и начнется процесс окисления, который со временем приведет к разрушению протектора. Также может повредиться каркас, который отвечает за прочность и гибкость шины. Ремонт шин должен производиться профессионалами. Шины необходимо снимать с диска и проводить внутреннюю проверку, проверяя возможное наличие внутренних повреждений. После ремонта необходимо провести балансировку. Нельзя ремонтировать шины, если после ремонта могут измениться её характеристики, такие как скорость и возможность нагрузки. Не желательно ремонтировать шины с высоким индексом скорости (V, W, Y, ZR).

 

Как и когда следует менять шины местами?

Для того, чтобы продлить срок службы комплекта шин и обеспечить равномерный износ протектора всех 4 колес, рекомендуется менять шины местами при сезонной замене. Схема перестановки шин зависит от типа привода автомобиля.

 

Как правильно хранить шины?

Шины на дисках нужно хранить в положении лежа (можно складывать колеса друг на друга стопкой) или в подвешенном состоянии. В вертикальном положении шины на дисках хранить не рекомендуется. Шины без дисков, наоборот, желательно хранить вертикально (можно плотно друг к дружке). Хранить шины без дисков в горизонтальном положении и подвешивать запрещено.

 

Если купить только две шины, где их следует установить?

Ведущие производители шин рекомендуют устанавливать более новые шины на заднюю ось автомобиля независимо от типа привода. Они объясняют это тем, что при возникновении аварийной ситуации, шины с более глубоким протектором, установленные на заднюю ось, помогут предотвратить занос автомобиля или снос его задней оси.

 

Можно ли устанавливать разные шины на одну ось?

Устанавливать разные шины (с разным рисунком протектора, индексом скорости и нагрузки, износом) на одну ось запрещено ПДД РФ. Это связано с тем, что шины с разным рисунком протектора или износом будут иметь разное сцепление с дорогой. В случае возникновения аварийной ситуации это может привезти к заносу автомобиля.

 

Можно ли устанавливать на автомобиль шины разных производителей или моделей?

В ПДД РФ нет запрета на установку шин разных производителей или моделей на автомобиль. Главное, чтобы на одной оси автомобиля были установлены шины с одинаковым рисунком протектора, индексом скорости и нагрузки, износом. Но для повышения эксплуатационных свойств и максимальной безопасности на дороге шинные производители рекомендуют устанавливать четыре одинаковые шины на автомобиль.

 

Возможна ли установка разных шин на полноприводном автомобиле?

При установке шин на полноприводный автомобиль следует придерживаться следующих правил:

  • Нельзя устанавливать шины разного типоразмера. Все четыре колеса должны быть одного типоразмера и одного бренда.
  • Нельзя устанавливать шины с разным рисунком протектора.
  • Нельзя устанавливать шины разной конструкции. Все четыре колеса должны быть или радиальными, или диагональными.
  • На всех четырех колесах длина наружной окружности не должна отличаться более чем на один дюйм.
  • Нельзя устанавливать шины с разным износом протектора.

 

Когда следует менять летние шины на зимние?

Шинные производители рекомендуют производить замену летних шин на зимние, когда среднесуточная температура опускается ниже +7°C. Из-за особенностей состава резины летних шин, при температуре ниже этого значения, они становятся «дубовыми» и начинают терять сцепные свойства.

 

Как определить, что шина зимняя?

Зимние шины имеют на боковине специальное обозначение. Чаще всего это пиктограмма в виде «Снежинки». Пиктограмма «Снежинка и пики гор» означает, что шины созданы для суровых зимних условий. На многих шинах имеется маркировка M+S (Mud+Snow в переводе «грязь+снег»), которая означает, что шина зимняя или всесезонная. Однако маркировка M+S часто бывает и на летних покрышках для внедорожников. В данном случае она указывает на хорошие показатели проходимости шины.

 

Можно ли использовать зимние шины с более низким индексом скорости?

Зимние шины с индексом скорости ниже, чем у оригинальных шин, использовать допускается. Но следует понимать, что, если Вы установили шины с более низким индексом скорости, то максимальную скорость автомобиля нужно также ограничить этим индексом.

 

Как правильно обкатывать шипованные шины?

Согласно правилам эксплуатации автомобильных шин обкатка зимних шипованных шин должна производиться на протяжении 800–1000 км. Предел скорости на время обкатки должен составлять: для легковых автомобилей — 70 км/ч; для грузовых автомобилей и автобусов — 50 км/ч. Первые 100–200 км пробега необходимо проявлять повышенную внимательность и осторожность. Рекомендуемая скорость на этот период – 50 км/ч. В соответствии с ГОСТ максимально допустимая скорость эксплуатации для зимних легковых шин с шипами противоскольжения — 130 км/ч. Запрещён «спортивный» стиль вождения — резкий старт, пробуксовка, повороты на высоких скоростях, интенсивное торможение.

Подробнее о том, как правильно обкатать новую зимнюю резину можно посмотреть в статье «Особенности эксплуатации зимних автошин».