Маркировка шин и продажа через Честный ЗНАК — часто задаваемые вопросы

Содержание:

 

Когда стартует маркировка шин и покрышек?

Согласно постановлению правительства №1958 от 31 декабря 2019г:

  • с 1 декабря 2019 года проходит регистрация магазинов, импортеров, производителей в системе «Честный ЗНАК» (всех участников оборота);
  • с 1 марта по 30 сентября 2020 года маркировка является добровольной;
  • с 1 ноября 2020 маркировка шин и покрышек становится обязательной. С этого момента производитель/импортер отражает все действия по обороту макрированным товаром. С этого же срока оптовое звено, в случае работы непосредственно с производителем или импортером, принимает продукцию через УПД, а так же осуществляет отражение всех операций по данному товару. Розничные точки осуществляют выбытие маркированного товара
  • до 15 декабря 2020 года необходимо осуществить маркировку товаров, приобретенных до 1 ноября 2020, но ввезенных в РФ после этой даты;
  • с 15 декабря 2020 года Можно торговать только маркированными шинами и автопокрышками;
  • до 1 марта 2021 необходимо осуществить маркировку остатков товаров, введенных в оборот до 1 ноября и нереализованных до 15 декабря 2020 года;
  • с 1 марта 2021 вводится запрет оборота немаркированных шин и покрышек. С этого момента любая передача прав собственности на товар осуществляется через электронный документооборот – УПД (например, продажа от импортера в оптовое звено, от оптового звена розничной точке), а при реализации продукции конечному потребителю должен осуществляться вывод товара из оборота с передачей этой информации с систему маркировки.

 

Какие шины и покрышки попадают под обязательную маркировку?

Новые пневматические шины и покрышки:

  • для легковых автомобилей;
  • для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей;
  • для мотоциклов;
  • резиновые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин;
  • резиновые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.

 

Какие шины и покрышки НЕ попадают под обязательную маркировку?

  1. Шины, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  2. Шины, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия.
  3. Шины, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.
  4. Шины, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

 

На каком этапе происходит ввод шин в оборот?

  1. На этапе производства шин на территории РФ — в момент первичной возмездной или безвозмездной передачи шин от производителя новому собственнику для последующей реализации, которая делает шины доступными для розничной продажи и (или) использования по назначению.
  2. При импорте в РФ (не из ЕАЭС) — до помещения товара под таможенные процедуры выпуска.
  3. При импорте из стран ЕАЭС — до фактического пересечения границы РФ. На этапе выпуска таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта шин, ввозимых в РФ (за исключением шин, ввозимых из государств -членов Евразийского экономического союза).
  4. При маркировке остатков.

 

Как подготовить розничную точку для работы с маркированными шинами?

Для организации приемки маркированного товара потребуются:

  • программное обеспечение, позволяющее осуществлять приемку УПД (универсального передаточного документа) через ЭДО;
  • 2D-сканер штрихкода для проверки товара при получении;
  • чтобы ускорить приемку, можно использовать терминал сбора данных со встроенным 2D-сканером.

Для организации выбытия маркированного товара потребуются:

  • 2D-сканер штрихкода. Проверить и настроить для считывания штрих кодов. Если нет, то купить;
  • онлайн-касса; если есть, то уточнить у производителя или представителя производителя, поддерживает ли касса работу с маркированным товаром и какая версия внутреннего ПО кассы необходима. При необходимости обновить;
  • подписать с оператором фискальных данных (ОФД) дополнительное соглашение, позволяющее ОФД передавать данные о выбытии маркированных товаров в систему маркировки;
  • убедиться, что программное обеспечение для управления кассой (в случае использования смарт-терминалов или фискальных регистраторов), поддерживает маркировку. При необходимости произвести обновление/замену;
  • сделать тестовую продажу и убедиться, что информация о выбытии маркированной продукции была зафиксирована в системе маркировки. Проверить поступление информации в систему маркировки можно в личном кабинете системы «Честный ЗНАК».

 

Моя электронная цифровая подпись подойдет для работы с системой маркировки?

Для регистрации в системе маркировки и подписи УПД подойдет только УКЭП руководителя компании. Поэтому если ваша УКЭП была выпущена на имя руководителя компании в соответствии с реестром ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то она подойдет для работы в системе. Если ваша УКЭП не соответствует этим требованиям, то приобрести корректную можно в любом удостоверяющем центре

 

Как продавать маркированные шины и покрышки?

  • При продаже маркированного товара кассир считывает 2D-сканером код Data Matrix каждой единицы маркированного товара, либо терминалом сбора данных.
  • Информация о считанном коде со средства идентификации передается в онлайн-кассу, которая формирует кассовый чек и отправляет его ОФД. Важно! В чеке должна быть указана номенклатура маркированного товара (торговать без номенклатуры или по свободной цене таким товаром нельзя).
  • ОФД передает электронный кассовый чек в ФНС, а также информацию о продаже маркированного товара с указанием его кода маркировки в систему «Честный ЗНАК». Важно! ОФД должен получить от пользователя кассы разрешение на передачу данных в систему маркировки, для этого обязательно требуется подписать дополнительное соглашение с вашим ОФД, иначе данные в систему маркировки поступать не будут.

Предприниматели, которые работают в автономном режиме (без передачи данных в ОФД), обязаны самостоятельно направлять в информационную систему мониторинга уведомление о выводе реализованных маркированных шин из оборота в срок не более 30 календарных дней с момента реализации маркированной продукции. Для касс АТОЛ для удобства пользователей разработана специальная утилита, позволяющая своевременно извлекать из кассы необходимые документы, а также формировать файл для дальнейшей его загрузки в личном кабинете системы маркировки.

Возможные сценарии продажи маркированных шин в розничном магазине, через интернет-магазин, с доставкой и без доставки можно посмотреть в статье «Маркированные шины — сценарии торговли»

 

При продаже на кассе можно отсканировать линейный штрихкод, а не код маркировки (Data Matrix)?

Нет, для передачи данных о выбытии реализованного маркированного товара необходимо отсканировать именно Data Matrix код. Программное обеспечение, соответствующее требованиям законодательства в части маркировки, не позволит добавить маркированный товар в чек, пока кассир не отсканирует правильный штрихкод.

 

Что делать с остатками немаркированных шин и покрышек?

  • До 15 декабря 2020 года необходимо осуществить маркировку товаров, приобретенных до 1 ноября 2020, но ввезенных в РФ после этой даты.
  • До 1 марта 2021 необходимо промаркировать остатки товаров, введенных в оборот до 1 ноября и не реализованных до 15 декабря 2020 года.

 

Как упростить процесс продажи шин?

Учитывая, что при продаже шин необходимо считать код маркировки, удобнее будет использовать беспроводные 2D-сканеры штрихкода или терминалы сбора данных. В этом случае не потребуется перемещать тяжелый и габаритный товар к рабочему месту кассира. Использование терминалов сбора данных позволит упростить процесс приемки, т.к. позволяет просканировать код маркировки с пришедшей партии в отдаленном от рабочего места товароведа/продавца и передать эту информацию в систему, где уже будет подписан УПД.

 

Я могу 2 раза продать одну и ту же шину?

Нет, не можете. Через цифровой код можно проследить весь путь товара — от конвейера до онлайн-кассы, которая выводит его из оборота. Система фиксирует переход товара от собственника к собственнику на каждом этапе логистической цепи, что делает невозможным вброс подделки или повторную продажу. В случае повторной продажи одной и той же шины в системе мониторинга будет зафиксирован факт нарушения, что приведет к дальнейшим разбирательствам и штрафам.

 

Какие штрафы грозят за оборот немаркированных товаров, после 1 ноября 2020 года?

За отсутствие кода товара в чеке:

  • 1 500 — 3 000 руб. – для должностных лиц,
  • 5 000 — 10 000 руб. – для юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки:

  • 2 000 — 4 000 руб. – для граждан,
  • 5 000 — 10 000 руб. – для должностных лиц,
  • 50 000 — 300 000 руб. – для юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Что будет, если не подключиться к системе в срок?

Помимо штрафов те, кто не подключатся к системе, рискуют остаться без поставщиков и товара. Пока вы не подключены к системе маркировки, ваши поставщики не смогут легально отгрузить вам товар. А тем предпринимателям, которые найдут способ поставки немаркированного товара, при выявлении нарушения грозит конфискация товара и штраф.