Особенности эксплуатации зимних автошин

Согласно ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513 зимние шины рекомендуется эксплуатировать на обледенелых и заснеженных дорогах. Сведения об эксплуатации ошипованных зимних шин изложены в ГОСТ на легковые и грузовые шины, а также в Правилах эксплуатации автомобильных шин. Оснащению шипами противоскольжения подлежат только зимние шины, имеющие на протекторе специальные метки. Обязателен режим обкатки новых зимних шипованных и фрикционных шин. Обкатка позволяет избавиться от заводской смазки, следов облоя, мелких производственных дефектов, которые могут образовываться в процессе отливки и вулканизации зимних шин. На шипованных шинах при обкатке происходит усадка шипов, что позволяет им крепче держаться в протекторе и значительно увеличивает срок службы зимних шин. При обкатке фрикционной (нешипованной) резины происходит стирание верхнего слоя протектора, под которым находятся водоотводящие каналы и рабочий слой покрышки.

 

Как правильно обкатать новую зимнюю резину

Согласно правилам эксплуатации автомобильных шин обкатка новых зимних шипованных шин должна производиться на протяжении 800–1000 км. Обкатка новых фрикционных шин (или «липучек») должна производиться на протяжении 500–700 км. Предел скорости на время обкатки должен составлять: для легковых автомобилей — 70 км/ч; для грузовых автомобилей и автобусов — 50 км/ч. Первые 100–200 км пробега необходимо проявлять повышенную внимательность и осторожность. Рекомендуемая скорость на этот период – 50 км/ч. В соответствии с ГОСТ 4754 максимально допустимая скорость эксплуатации для зимних легковых шин с шипами противоскольжения — 130 км/ч.

Запрещён «спортивный» стиль вождения — резкий старт, пробуксовка, повороты на высоких скоростях, интенсивное торможение. Повышенному износу шипов и разрушению шин способствует езда по асфальту, а также наезд на выбоины и другие препятствия. При большом износе шипы не обеспечивают нормального сцепления и необходимой безопасности движения. Кроме того, они могут повредить брекер и вывести шину из строя.

Производители наносят на шипованные шины различные индикаторы обкатки, сигнализирующие о завершении обкаточного периода. Это может быть снежинка или мелкие полосы вокруг шипа, небольшие «пупырышки» высотой менее 1 мм, тонкие (менее 0,5–1 мм) полоски поперек элементов протектора, цветные метки на рабочей стороне протектора.

Необходимо помнить, что шипованные шины эффективны только при сохранении минимум 85% шипов, а проигнорировав обкатку, можно быстро лишиться значительной части шипов. Протектор шипованных покрышек без большого количества шипов будет хуже держать дорогу, чем «липучка» и ездить на таких шинах в дальнейшем будет опасно.

 

Советы по обкатке новой зимней резины:

  • Обкатывайте все четыре шины сразу. Устанавливать новую зимнюю резину только на одну ось не желательно, т.к. новые и старые шины ведут себя по-разному и езда будет небезопасной.
  • Максимально избегайте резких разгонов и торможений. В ходе пробуксовки или движения юзом шипы подвергаются повышенной нагрузке. Пока шипы не «уселись» и смазка не вымылась, для их вырывания необходимо меньшее усилие.
  • Контролируйте обкатку по посадке шипов и индикаторам. Остатки смазки можно выявить по блеску резины. Когда следы смазки удалятся, шипы плотнее усядутся в отверстия.
  • В процессе обкатки поддерживайте чистоту колес и рабочее давление, удаляйте камешки, застревающие в протекторе и грязь на дисках, чтобы избежать дисбаланса.
  • После завершения режима обкатки и усадки шипов необходимо провести повторную балансировку шин в сборе с колесом.