Расшифровка маркировки на колесном диске

Маркировку на колесном диске можно условно разделить на два типа — основную и дополнительную. К основной информации относится: ширина диска (в дюймах); тип кромки обода; разъемность обода; монтажный диаметр (в дюймах); наличие кольцевых выступов (хампов); диаметр расположения крепежных отверстий (PCD или сверловка); вылет диска (ET) в мм; диаметр центрального отверстия (DIA). К дополнительной информации можно отнести: максимально допустимая нагрузка, максимально допустимое давление в покрышке, данные о методах изготовления диска, сведения о международной сертификации конкретного диска, страна производства, товарный знак и прочая служебная информация изготовителя. Однако разные производители указывают на своих дисках не всю перечисленную выше информацию, а лишь некоторые из приведенных сведений.

 

Расположение маркировки на колесном диске

Маркировка легкосплавного диска

На литых дисках в зависимости от конструкции маркировка может располагаться в разных местах. Обычно эта информация указывается на спицах с внутренней стороны либо на внешней стороне между ними. Иногда производители располагают обозначения возле центрально отверстия, между крепежными отверстиями под колесные болты (гайки). В отличии от стальных аналогов, на поверхности литых дисков дополнительно будет присутствовать клеймо проверки рентгеном, а также клеймо организации, которая проводила данную проверку либо имеет соответствующее разрешение на это.

 

Маркировка штампованного диска

На штампованных дисках маркировка выбита на поверхности с внутренней либо внешней стороны. Есть два основных места расположения. В первом варианте надписи наносятся между крепежными отверстиями под колесные болты (гайки), возле центрально отверстия. Во втором варианте информация указывается по периметру обода возле его внешнего края. На недорогих штампованных дисках более распространен второй вариант. На стальных дисках обычно указывается техническая информация и зачастую производитель и страна, где он находится.

 

Расшифровка основной маркировки на колесном диске

 

Рассмотрим подробно расшифровку основной маркировки колесного диска на примере обозначения:

7.5J X 16 H2 5×114.3 ET45 d60.1

В данном примере:

  • 7.5 — посадочная ширина диска в дюймах.
  • Jтип конструкции бортовых закраин обода.
  • Xразъемность обода (буквой X обозначается монолитный диск, горизонтальной чертой – разъемный).
  • 16монтажный диаметр обода в дюймах.
  • H2 — указывает на наличие хампов (кольцевых выступов).
  • 5×114.3PCD или сверловка (разболтовка), количество и диаметр расположения крепежных отверстий в мм.
  • ET45вылет диска в мм.
  • d60.1DIA, диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы).

 

Посадочная ширина диска

Посадочная ширина диска обозначается в дюймах, в данном примере она равна 7.5. Это расстояние между внутренними краями обода в месте, куда уложится борт шины. Соответственно ширина обода несколько меньше полного размера ширины диска. Несоответствие штатным размерам по ширине приводит к ухудшению ездовых характеристик, допустимое отклонение — от 0,5 до 1,0 дюйма. Данный параметр связан с шириной покрышки. Ширина обода в соответствии с требованиями должна быть на 25% меньше ширины профиля покрышки, но на практике на каждый обод можно устанавливать покрышки в определенном интервале ширины. Этот интервал меняется в зависимости от высоты профиля шины.

Посмотреть подробную таблицу соответствия шин и дисков по ширине, а также уточнить минимальные, рекомендованные и максимальные значения ширины диска в зависимости от высоты профиля шины, можно в статье «Соотношение размеров шин с размерами дисков».

 

Тип конструкции бортовых закраин обода

Тип кромки обода — это закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.). В нашем примере эта маркировка указана буквой J. В соответствии с европейскими и международными правилами тип кромки может обозначаться одной из следующих латинских букв — J, JJ, JK, K, B, D, P для легковых автомобилей и E, F, G, H — для грузовых автомобилей. Информация о кромках обода указана в инструкции к автомобилю. При выполнении маневров размер угла наклона или диаметр контура обода влияет на смещение шины относительно диска и важен для безопасности движения, поэтому по возможности лучше выбирать диски с рекомендованным типом кромки. Наиболее распространённым на территории России является тип J, также часто встречается JJ — тип для полноприводного легкового транспорта.

 

Разъемность обода

Колесные диски могут быть монолитными и разъемными. Монолитный диск обозначается английской буквой «X» в размере, разъемный — горизонтальной чертой «» (например 7.0–20). В нашем примере указана буква «X», т.е. обод является монолитным или неразъемным. Большинство дисков для легковых автомобилей являются неразъемными и предназначены для установки на них так называемых «мягких» покрышек. Для «жестких» покрышек нужен обод, который можно разобрать на составные части, например диски для грузовой и спец. техники или внедорожников.

 

Монтажный диаметр обода

После информации о разъемности диска в маркировке указывается монтажный или посадочный диаметр колесного диска. Он обозначается в дюймах, в нашем примере это 16. Размер монтажного диаметра меньше общего размера диска. Этот параметр соответствует посадочному диаметру покрышки и размеры диска и шины должны совпадать абсолютно точно. Для легковых автомобилей наиболее популярными диаметрами являются размеры от 13 до 17 дюймов. Большие диски (18-22 дюйма) ставятся на автомобили с мощными двигателями, на различные внедорожники, микроавтобусы либо грузовые машины.

 

Кольцевые выступы (хампы)

Кольцевой выступ или хамп (от англ. «hump» — возвышение, бугор) расположен по периметру окружности диска и служит для фиксации покрышки на ободе и предотвращения ее соскальзывания. Кольцевые выступы имеют различные профили и способы закрепления шины.

Существуют следующие варианты обозначения хампов:

  • H — простой хамп;
  • H2 — двойной хамп;
  • FH — плоский хамп (Flat Hump);
  • AH — ассиметричный подкат (Asymmetric Hump);
  • CH — комбинированный хамп (Combi Hump);
  • SL — выступы у диска отсутствуют (покрышка в этом случае будет держаться за закраины обода).

В нашем примере хампы на диске имеют обозначение H2. Это наиболее распространенные диски. Данная информация означает, что на ободе кольцевые выступы расположены с двух сторон, внешней и внутренней стороны диска. Это обеспечивает более надежное крепление и фиксацию бескамерной покрышки на диске и уменьшает вероятность ее разгерметизации. Если на диске нанесен лишь один символ Н, то выступ расположен лишь с одной стороны диска.

 

PCD или сверловка (разболтовка)

Маркировка 5×114.3 в нашем примере обозначает PCD. Это означает, что у данного диска имеется пять крепежных отверстий, которые расположены по окружности диаметром 114.3 мм. На импортных колесных дисках указанный параметр обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). В русском языке также имеет определение «разболтовка» или «сверловка». Иногда крепежные параметры могут иметь вид 5/114.3. У большинства современных легковых автомобилей количество крепежных отверстий равно 4, 5 или 6 штук, но можно встретить диски с 3, 8 или 10 отверстиями. Диаметр окружности, по которой расположены крепежные отверстия, обычно от 98 до 139.7 мм. Распространенные значения PCD: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 130, 139.7.

Очень важно соблюдать указанные в маркировке размеры PCD. Все болты (гайки) должны быть отцентрированы и равномерно затянуты, это необходимо для надежности крепления диска на ступице. Погрешность в 1-2 мм приведет к неравномерной посадке колеса, и будет иметь решающее значение в ходе эксплуатации автомобиля.

Посмотреть заводские параметры PCD (разболтовку) на легковые и грузовые автомобили можно в разделе «Справочник заводских размеров шин и дисков».

 

Как измерить PCD (разболтовку) самостоятельно

На дисках разболтовка указывается не всегда, но можно замерить PCD самостоятельно с помощью линейки или штангенциркуля. Существует два варианта измерения разболтовки: расстояние между соседними и дальними отверстиями.

В первом варианте измеряется расстояние между центрами любых двух соседних крепежных отверстий и умножается на специальный коэффициент.

Коэффициент меняется в зависимости от количества крепежных отверстий на диске:

  • 3 отверстия — 1,155
  • 4 отверстия — 1,414
  • 5 отверстий — 1,701
  • 6 отверстий — 2
  • 10 отверстий — 3,326

 

Во втором варианте измеряется расстояние между центрами двух не соседних крепежных отверстий. У дисков с четырьмя и шестью отверстиями нужно измерить расстояние между центрами двух диаметрально противоположных крепежных отверстий — это расстояние и будет равно PCD. У дисков с пятью отверстиями значение PCD будет равно расстоянию между центрами любых не соседних крепежных отверстий, умноженному на коэффициент 1,051.

 

Вылет диска (ET)

Маркировка ET45 в нашем примере — это вылет диска. Вылет обозначается буквами ET (Einpress Tief) и цифровым значением в миллиметрах. Иногда также встречаются названия OFFSET или DEPORT. Это очень важный параметр при выборе. Вылет диска — это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой диск прижимается к ступице) и срединной плоскостью (серединой ширины диска). Вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем. Он влияет на правильное расположение колеса в колесной арке. Уменьшение вылета колеса перегружает подшипники ступиц и подвеску (максимально допустимая величина такого изменения — 10 мм). Увеличение вылета сужает колею и может мешать работе механизма торможения. О допустимом значении вылета диска говорится в инструкции пользователя к автомобилю.

 

 

Бывает три типа вылетов колесных дисков:

  • Положительный вылет — когда расстояние между срединной плоскостью и привалочной плоскостью положительное. Например, ET45.
  • Нулевой вылет — когда привалочная плоскость колесного диска и срединная плоскость совпадают между собой. Например, ET0.
  • Отрицательный вылет — когда привалочная плоскость заходит за срединную плоскость. Например, ET–45.

 

DIA, диаметр центрального отверстия

Маркировка d60.1 в нашем примере — это диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы), который измеряется в миллиметрах и обозначается как DIA. В данном случае он равен 60.1 мм. Диаметр центрального отверстия должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используются переходные (центровочные) кольца. Эти кольца надежно фиксируют диск на ступице, исключая возможность возникновения вибраций. Для штампованных (стальных) дисков диаметр отверстия под ступицу обязательно должен совпадать с предписанным заводом-изготовителем автомобиля, т.к. на стальных дисках не используются переходных кольца.

 

Дополнительная маркировка на колесном диске:

  • MAX LOAD — максимально допустимая нагрузка на колесный диск. Данная величина указывается в фунтах (LB). Чтобы перевести это значение из фунтов в килограммы, нужно его разделить на коэффициент 2,2. Например, MAX LOAD = 2000 LB = 2000 / 2,2 = 908 кг. Нагрузка измеряется на одно колесо.
  • MAX PSI 50 COLD — маркировка давления внутри покрышки. В данном примере надпись означает, что максимально допустимое давление воздуха в покрышке, установленной на диск, не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (PSI). Надпись COLD означает, что давление необходимо измерять в холодной покрышке (до начала движения автомобиля).
  • FORGET — означает, что данный диск выполнен методом ковки (т.е. кованый).
  • SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
  • Дата изготовления — обозначается четырьмя цифрами, из которых первые две обозначают номер недели, а вторые две — год изготовления.
  • Страна изготовления — на некоторых дисках можно встретить название страны, в которой был изготовлен диск; иногда указывают лишь логотип производителя или название бренда.